Ассоль
Академия семейного образования

7(831)276-25-48, 8-950-615-53-53, asolnn@yandex.ru

Что умеет ваш малыш?

Именно поэтому родители начинают подбирать и продумывать самые разные развивающие занятия для ребенка, едва лишь ему исполнится год, причем в большинстве случаев предпочтение отдается занятиям не дома с мамой, а в детских центрах. Безусловно, такие занятия многому научат малыша. Многому – но не всему. И возможно, вне вашего внимания окажутся как раз самые главные умения малыша. Какие? Давайте еще раз вместе подумаем, что же может ваш малыш.

Умеет ли ваш малыш СМЕЯТЬСЯ? На первый взгляд, странный вопрос – ну кто же этого не может? Но ребенок смеется совершенно особенно – беззаботно, заразительно, безо всякого повода и очень-очень часто. Сегодня же иной раз можно встретить очень занятых малышей, у которых расписана вся неделя и распланирован каждый день, которые охотно с вами поделятся тем, что они знают и умеют, но вот смеются они довольно редко. Нет, конечно, они не ходят все время грустные или подавленные, у них вполне хорошее настроение, но вот чего-то в этом хорошем настроении не хватает. Такие дети ведут себя как-то уж слишком по-взрослому – рассудительно, вдумчиво, спокойно. Даже когда им очень весело, они не станут хохотать и дурачиться. На посторонних – начиная со случайных прохожих и заканчивая воспитателями и педагогами — такой воспитанный и серьезный малыш производит очень приятное впечатление. А вот родителям стоит подумать: не слишком ли загружена их деточка? Не слишком ли озабочена, или даже обеспокоена своими занятиями? Не переутомляется ли?

А может ли ваш малыш без устали БЕГАТЬ, ПРЫГАТЬ И СКАКАТЬ? Вспомните себя: как вы шли за ручку с мамой из детского сада? Разумеется, вприпрыжку. Так и должно быть. А если предложить малышу: иди, принеси мне книжку/ позови вон того мальчика/ нарви букет из одуванчиков? Что сделает ребенок, спеша выполнить вашу просьбу? Конечно, побежит так быстро, как только сможет. Да и по своему почину долго на одном месте ребенок сидеть не станет, и чинно прохаживаться ему будет неинтересно. Вероятнее всего, взрослые то и дело одергивают ребенка: посиди спокойно, не бегай, не шуми, иди не спеша. Мы не будем сейчас размышлять, насколько взрослые в этом правы (это слишком от многого зависит), но такое поведение для ребенка – естественно. Даже если ребенок очень спокойный по своему темпераменту, жажда движения для него непреодолима. Помните об этом. Стоит проанализировать, много ли ваш малыш бегает-прыгает в течение дня. Не получается ли так, что в основном он или занимается, или смотрит телевизор, или читает, или играет в спокойные игры? Если это так, подумайте, как иначе спланировать его день. А если ребенок сам избегает всего, что так или иначе связано с движением, постарайтесь понять, почему, а поняв, помогите. Причин может быть множество. Например, ребенок в силу образа жизни семьи не привык много двигаться, и поэтому просто-напросто от движения устает. Начните больше ходить пешком, сделайте ритуалом вечернюю семейную прогулку, и пусть она будет достаточно длительной, старайтесь не пользоваться общественным транспортом, если преодолеть нужно не очень дальнее расстояние. Это пойдет на пользу и малышу, и вам. А может быть, ребенку неинтересно бегать и лазить? Вспомните множество подвижных игр, знакомых вам с детства. Наверняка большая их часть ребенку незнакома. Вот и научите его играть, поиграйте вместе. А возможно, что ребенок и без вас знает множество подвижных игр, но они у него не получаются, и он предпочитает тихонько посидеть с игрушками, лишь бы не чувствовать себя неумелым, неловким, медлительным. Так помогите ему – отправляйтесь вместе на прогулку куда-нибудь подальше от любопытных глаз и тренируйтесь. А ребенок пусть не догадывается, что это своеобразная тренировка, для него это будет просто игрой. Даже если поначалу он будет упорно отказываться играть с мячом или бегать, не сомневайтесь: наступит момент, когда он попробует (возможно, пока вы на него не смотрите) отбивать мяч от асфальта или прыгать в классики.

Может ли ваш малыш СОЧИНЯТЬ, ПРИДУМЫВАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ? Детская фантазия богатая и смелая, она пока не ограничена никакими рамками. В ней заложено изумительное творческое начало. Не стоит приучать малыша к чрезмерной рассудительности. Вместе читайте сказки – и сочиняйте свои. Рассматривайте все вокруг и придумывайте для разных предметов, деревьев, животных свои истории – куда бежит эта собака, о чем разговаривают вещи, когда их никто не видит, с кем шепчутся ветви деревьев. Пусть мир вокруг будет для вас необыкновенным – почти волшебным.

И наконец, может ли ваш малыш ИГРАТЬ? Игра — главнейшее занятие ребенка с самого раннего возраста и вплоть до школы. Можно без преувеличения сказать, что именно играя, ребенок учится всему – начиная с различных действий и заканчивая нормами поведения. Но современные дети играть зачастую не умеют. Удивлены? Ведь сейчас такое обилие игр и игрушек – чего только нет для любого возраста. Даже мамам и папам такое изобилие не снилось, а уж бабушкам-дедушкам и подавно. Но присмотритесь, как дети обращаются с игрушками. Мальчики могут просто катать замечательные машинки, девочки – переодевать кукол. А ведь игра – это творчество, это целый мир, созданный ребенком. Вспомните, какие истории вы разыгрывали с куклами, зверюшками, машинками и солдатиками, а став постарше, и просто друг с другом. Хотя игрушек действительно было намного меньше, классические «дочки-матери» или «войнушка» изобиловали таким богатством сюжетов, которое и не снилось современным детям. Играли в больницу и в магазин, в парикмахерскую и в разведчиков, и отсутствие готовых наборов для таких игр (были-то такие наборы, конечно, не у всех) не становилось препятствием. А сейчас нередко приходится слышать от мам, что дети не играют – просто не умеют, а потому и не очень любят. Дочка без конца укладывает куклу спать, а сынок ставит машинки в гараж. Мы не будем сейчас размышлять о причинах этого удивительного явления. Причин множество, а одну, может быть, самую важную, мы упомянули в предыдущем абзаце: фантазия бедновата у наших деток. А при бедной фантазии – какое же богатство игровых сюжетов? Вот и развивайте детскую фантазию, а играть – научите. Заметили, что ребенок возится с игрушками, а что с ними делать, толком не знает, — включитесь в игру. «Да, и правда, пора Кате (кукле то бишь) спать. Тихий час наступил. А ты, Катя, хочешь спать?» – обратитесь вы к кукле и тут же ответьте кукольным голоском: «Нет, я кушать хочу». – «А ты, что же, не обедала?» – «Нет, я забыла…» — «Ай-яй-яй! Ну, ничего, дело поправимо!». После такого диалога с куклой дочка и сама догадается «покормить» куклу обедом. А вскоре и сама будет включаться в игровые диалоги. А сыночку, ставящему машинки в гараж, предложите целое приключение, начните рассказывать: «Собрались все машины в гараже и стали решать, куда же им отправиться. Пожарная машина поехала по городу смотреть, не нужно ли где пожар потушить. Подъемный кран заторопился на стройку помогать. А красный грузовичок решил…» Пусть сынок додумает, что же он решил – посмотреть на что-то, спасти кого-то? Постепенно сюжеты будут придумываться все разнообразнее и сложнее, обыграете вы и множество бытовых ситуаций, и проблемы поведения рассмотрите, и расскажете между делом, что такое хорошо, а что такое плохо. Польза – огромная. А потом ребенок и без вас станет сочинять свои игры, а в это время и развлекаться, и отдыхать, и учиться многому, и многое обдумывать.

Банальная истина – детство быстро проходит. Ребенок ваш об этом, конечно, не догадывается, но вы-то это знаете прекрасно. Не упустите это время. Пусть главными умениями вашего малыша будут умения детские, а его занятия – шумная беготня и хохот впридачу, бесконечные придумки и игры – не кажутся вам пустыми и никчемными. Ребенок не тратит время впустую – он живет и радуется жизни. Порадуйтесь вместе с ним и вы!