Ассоль
Академия семейного образования

7(831)276-25-48, 8-950-615-53-53, asolnn@yandex.ru

Грудное вскармливание младенца глазами учёного

Базарный Владимир Филиппович

Глава из книги "Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса"

В моем доме у соседей многие годы жила собачка по кличке Ирма. Первое, что поражает при виде ее мордочки – это глубокий, укоряющий людей, грустный взгляд. Но удивительное не в этом. Однажды Ирма где-то из-под снега раскопала выброшенного людьми щенка с поломанными ножками. Щенка в зубах она принесла домой, а хозяйка Галя решила посмотреть, что из этого выйдет. С утра до вечера Ирма по-матерински зализывала его раны. А щенок все чаще и чаще прикладывался к ее соскам. И свершилось чудо! У Ирмы в сосках появилось молоко! Постепенно малыш ожил, встал на ноги и пошел на поправку. В итоге, из него вырос «богатырь» по росту в 2 раза больше приемной матери! Пример божественной материнской любви. И любви не только к своему биологическому ребенку, но и ко всем слабым беззащитным «детям».

Люди издревле заметили: если дитя животного вскормлено не материнской грудью, то у него в будущем может навсегда угаснуть родительский инстинкт.

То же самое можно наблюдать и у людей. Считалось, что ребенок должен быть непременно вскормлен материнской грудью. И даже если умирала в родах мать, то бабушка прикладывала младенца к своей груди и её великая любовь, в конце концов, приводила к продукции полноценного женского молока.

Но что станет с материнским чувством любви, если в родильных домах медики принудительно начнут изолировать новорожденного от материнской груди на 36 часов? Именно такая практика была введена в многих странах мира еще в 30-ые годы ХХ столетия. А сколько «научных» теорий было предложено для обоснования всей этой диверсии! Скольким поколениям студентов-медиков дурили на этот счет головы «ученые» в мединститутах. Здесь и то, что младенец при родах прошел тяжкий «путь» и ему нужно «передохнуть»! Здесь и то, что мама должна отдохнуть от тяжелых родов и т.д. и т.п.

О том, что материнское молоко нельзя заменить никаким другим питанием доказано историей народов, в т.ч. фундаментальными научными работами (см. «Энциклопедия грудного вскармливания в православной Руси.», 2006 г., Автор Е.М.Фатеева с соавт).

Прекрасно о грудном вскармливании сказали основатели научного семейно-родового воспитания Б.П. и Е.А. Никитины – носители истинных народно-воспитательных ценностей. Вот почему я настоятельно рекомендую каждой семье, в которой ожидается приход младенца прочитать труды этого уникального бесценного опыта.

Исследования, выполненные под нашим руководством, позволяют лишь добавить в общем-то к известному и доказанному до нас несколько следующих штрихов. Кормление материнской грудью – это особый генетически потребный акт чувственного и духовного единения между матерью и ребенком. Это фундамент, объединяющий и взаимообогащающий мать и ребенка духовной любовью и умиротворением.

Для ребенка это акт нейтрализации всех страхов и стрессов, которые обрушиваются на незрелые чувственные системы.

Вместе с этим для него это еще и:

а) акт развития базового произвольно-волевого (сосательного) ритма, подведенного под основу развития всей биоритмальной вегетативной и психической сферы;

б) акт развития и укоренения тонуса симпатической нервной системы;

в) акт развития органов дыхания;

г) акт развития речевых мышц;

д) акт развития сердечно-сосудистой системы и т.д. и т.п.

Но если бы молодые матери хоть на миг почувствовали все то, что разыгрывается в душе младенца, которого преждевременно отлучают от груди! Это невыразимое чувство боли, страха и обиды из-за незаслуженного отлучения и фактического «изгнания» из чувственного всеохранительного материнского «рая». Такие дети быстро и часто навсегда погружаются в психическую патологию: аутизм, депрессию, чувство одиночества и обреченности. И часто такое отвержение матерью переживается ребенком глубинной болью и обидой и запечатлеется по законам импритинга на всю оставшуюся жизнь. Часто такие дети уже подсознательно никогда не смогут простить своим матерям тех страданий, которые навсегда «осели» в души младенцев. Опыт убеждает: дети, вскормленные бесчувственно-холодной соско-бутылочной «мачехой» навсегда в глубине останутся холодными и к самим матерям, и к своим будущим детям.

Услышав это, многие матери начнут оправдывать себя в своих глазах: дескать, ребенок сам отказался от ее груди. Да, действительно, бывает, когда дети матерей, которые забеременели случайно (попутно сексу), отказываются от груди таких матерей. И берут они грудь чужих матерей, доминанты чувств которых были «нацелены» на будущего ребенка. Бывает, что дети отказываются от груди «прокуренных» мам. Отказываются от груди матерей, которые употребляли пиво, лекарства и т.д.

Но не это, в конечном счете, главное. Главное то, что многие «современные» матери подсознательно желают, чтобы ребенок сам отказался от ее груди! Для таких матерей сексуальная привлекательность ее груди уже важнее самого ребенка!

А вот противоположный пример. В Сергиевом Посаде есть группа молодых мам, у которых уже в роддоме «исчезло» молоко. После нашей глубокой душевной беседы с такими мамами, у них в домашних условиях в груди появлялось молоко, и они успешно кормили грудью малыша до 2-3 лет! Вот почему особая ответственность за исчезновение материнского молока лежит на нас – людях в белых халатах.

Ниже представим фактические данные, полученные на основе совместных (с к.м.н. Н. Казачковой) научных исследований, выполненных в 80-ые годы на базе НИИ Медицинских проблем Севера СО РАМН. Для выявлений устойчивых закономерностей обследовались дети, проживающие в средних широтах РФ (г. Красноярск) и на Крайнем Севере (г. Норильск). С этой целью в г. Норильске исследовали 60 дошкольников, вскормленных (до года) материнской грудью и 58 дошкольников, вскормленных искусственным питанием. В Красноярске было осмотрено 59 дошкольников, вскормленных грудью и 57 дошкольников, вскормленных искусственным питанием. Возраст детей: 4-4.5 года.

 

1) Развитие детей при различных типах вскармливания, проживающих в северном регионе РФ

Выполненными исследованиями установлено, что тип вскармливания оказал принципиальное влияние на качество развития высших интегрирующих, координаторных и отражательных функций ЦНС. В частности, выявлено, что уровень функциональных возможностей центральной нервной системы (УФВ ЦНС) среди детей, вскормленных искусственным питанием, оказался на более низком уровне по сравнению с детьми, вскормленными материнской грудью (1,9 против 2,23 у.е., р < 0,05).

Среди детей, не вскормленных материнской грудью, в 2,3 раза чаще встретились с неустойчивостью в позе Ромберга и в 2,2 раза чаще со склонностью к мышечно-судорожным реакциям, в т.ч. в процессе выполнения тонко координированных в пространстве произвольных усилий (рис.4).

Анализ данных пробы Ашнера выявил, что качество вегетативной реактивности у искусственников так же была на более низком уровне. В частности, на вариационной кривой, отражающей распределение показателей пробы Ашнера в группе детей-искусственников отмечается большая численность детей с извращенной и нулевой реакцией (рис. 5).

Рис. 4. Дети, не вскормленные материнской грудью, в большей степени склонны к эмбриональным мышечно-судорожным реакциям.

 

Проба Ашнера

– естественное материнское вскармливание

– искусственное вскармливание

Рис. 5. Структура вегетативной реактивности дошкольников при различных видах их вскармливания в грудничковом периоде (г. Норильск, %).

 

Эти данные указывают на то, что у детей, вскормленных искусственным питанием, наблюдались более частые и более глубокие нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы – как базовых систем жизнеобеспечения.

Полученные данные выявляют, что среди преждевременно отчужденных от материнской груди и вскормленных искусственным питанием недоразвитыми оказались самые фундаментальные системы, обеспечивающие системную реактивную целостность ребенка, в т.ч. его координаторные способности.

Безусловно, такое положение не могло не сказаться на функциональном состоянии всех систем развивающегося ребенка, в т.ч. на развитии его произвольно-координаторных, а, в конечном счете, высших психомоторных и духовно-психических функций. Рассмотрим эти положения на примере зрительного анализатора.

Установлено: что искусственное вскармливание способствовало дезорганизации в развитии систем с тонкими сопряженными структурами, в данном случае преломляющих оптико-физиологических систем глаза. Это проявилось в ускоренном (в 1,4 раза) формировании более сильной преломляющей способности глаза (0,82 Дптр против 0,59, рис. 6). Кроме того, для детей с искусственным вскармливанием характерен рост разнообразных нарушений в метрической сопряженности оптико-физиологической системы глаза (анизометропия, различные типы астигматизма, р < 0,05).

Анализ вариационного распределения показателей сферической (гармоничной) рефракции в сравниваемых группах выявляет также значительные отличия. Так, для группы детей с искусственным вскармливанием характерна «срезанная» плоская кривая с выраженной положительной асимметрией (0,85) и положительным эксцессом (1,59).

Для группы детей, находившихся на природосообразном грудном вскармливании, характерна одновершинная кривая с незначительной положительной асимметрией (0,15) и отрицательным эксцессом (-0,51).

Эти данные указывают на то, что при грудном вскармливании графическое распределение показателей приближается к нормальной (гармоничной) биноминальной кривой.

В данном возрастном интервале выявлены различия показателей рефракции в зависимости от пола ребенка. В частности, в группе девочек, вскормленных искусственным питанием, по сравнению с мальчиками выявлена тенденция к уменьшению (в 1,4 раза) доли гармоничной для данного возраста рефракции (гиперметропии) и превалированию усиленной рефракции, в данном случае эмметропии (р < 0,05). В противоположной группе девочек также отмечалась тенденция к уменьшению гармоничной рефракции (в 1,2 раза). Получается, что при искусственном вскармливании процесс органогенеза у девочек оказался несколько более уязвим по сравнению с мальчиками.

Рис. 6. Структура сопряженности симметрии рефракции и остроты зрения дошкольников, находившихся при различных видах вскармливания (г.Норильск).

РИЗ-ЗА – рефракция изометропическая (соразмерная) и асимметрическая острота зрения;

РИЗ-ЗС – рефракция изометропическая и симметрическая острота зрения.

 

 

Особую характеристику развития чувства пространства отражает такой показатель как глубинное зрение. При этом среди детей, вскормленных грудью, оно оказалось достоверно выше (1,3 против 1,7 см).

У дошкольников, воспитывающихся на искусственном вскармливании, показатель функциональной мобильности сетчатки (ФМС) на 39,33 градуса оказался ниже, чем при естественном (ро < 0,001; рис. 7).

У детей с искусственным вскармливанием данная кривая сдвинута в сторону более низких показателей.

– естественное материнское вскармливание

– искусственное вскармливание

Рис. 7. Состояние функций зрительной системы дошкольников при различных видах вскармливания (г. Норильск).

СОЗ – симметричная (между глазами) острота зрения;

АСОЗ – ассиметричная острота зрения;

ФМС – функциональная мобильность сетчатки;

ЗРК – зрительно-ручная координация.

 

Учитывая цельность организма, есть все основания утверждать, что такая «разбалансировка» в структурно-морфогенетической организации носит системный характер и проявляется в различных «незначительных» на первый взгляд «микроаномалиях», на которые уже давно акушеры и микропедиатры практически не обращают никакого внимания.

 

2) Развитие детей при различных типах вскармливания, проживающих в средних широтах

Как и в Северном регионе для детей, вскормленных искусственным питанием, характерна тенденция к более низким характеристикам функциональных возможностей ЦНС (1,82 против 2,09 у.е.). Среди таких детей в 1,9 раза чаще встречались с неустойчивостью в позе Ромберга и в 1,8 раза чаще – со склонностью к мышечно-судорожным реакциям, в т.ч. в процессе письма. На существенно более низком уровне была у них и зрительно-ручная координация.

Анализ средних значений урежения частоты сердечных сокращений при пробе Ашнера выявил, что для детей, воспитывавшихся при искусственном вскармливании, характерна пониженная вегетативная реактивность (р0 < 0,001) и повышенная при сообразном природе детей естественном вскармливании (рис. 8). Более часто у искусственников распространены извращенные реакции.

– естественное материнское вскармливание

– искусственное вскармливание

Рис. 8. Структура вегетативной реактивности у дошкольников при различных видах вскармливания (г. Красноярск, %)

 

Кроме этого у детей-искусственников также наблюдалась разбалансировка систем с тонко-сопряженной морфогенетической архитектоникой. В частности, у детей, вскормленных искусственным питанием, в 1,3 раза чаще встречалась разная преломляющая способность (рефракция) между правым и левым глазом (анизометропия), а также в 1,3 раза – разная преломляющая способность в различных меридианах (астигматизм) – в пределах каждого глаза (рис. 9).

Так же как и в северном регионе (хотя и в меньшей степени) у детей с искусственным вскармливанием возрастное усиление рефракции шло более интенсивно, что отражает разбалансировку эпигеномных процессов морфогенеза (канализованный характер эпигенетических траекторий, - по К.Х.Уоддингтону. 1970).

Анализ различных показателей остроты зрения (ОЗ) выявил, что среди детей с искусственным вскармливанием на 16,7% больше детей с ОЗ ниже 1,0 (р < 0,05). В группе же детей с естественным вскармливанием преимущественно встречались дети с ОЗ равной 1,0 и даже превышающей ее (соответственно на 11,1% и 5,6%, р < 0,05). Причем, при вскармливании грудью высокие градации остроты зрения к 4 – 4,5 годам выявлялись уже в 41,1%. При искусственном же вскармливании таковые не превышали 15-20%. Последнее указывает на то, что в группе детей с искусственным вскармливанием отмечается задержка в системном развитии базового зрительного чувства и его функций.

Рис. 9. Структура сопряженности симметрии рефракции и острота зрения дошкольников, находившихся при различных видах вскармливания (г.Красноярск).

РИЗ-ЗА – рефракция изометропическая (соразмерная) и асимметрическая острота зрения;

РИЗ-ЗС – рефракция изометропическая и симметрическая острота зрения

 

В сравниваемых группах острота глубинного зрения (ГЗ) у детей, находившихся на искусственном вскармливании, была 1,13 см, а при естественном на 0,33 выше (р < 0,001).

У дошкольников, воспитывавшихся на искусственном вскармливании, были более низкие и показатели функциональной мобильности сетчатки (р< 0,01, рис. 10).

– естественное материнское вскармливание

– искусственное вскармливание

Рис. 10. Состояние функций зрительной системы дошкольников при различных видах вскармливания (г. Красноярск).

СОЗ – симметричная (между глазами) острота зрения;

АСОЗ – ассиметричная острота зрения;

ФМС – функциональная мобильность сетчатки;

ЗРК – зрительно-ручная координация.

 

Кроме этого у таких детей проявления симптомов аутизма, страхов, агрессии, импульсивных реакций были в 3.7 чаще, по сравнению с детьми, вскормленными материнской грудью.

Полученные данные убеждают: пока есть человек, ничто и никогда не сможет заменить для младенца естественное грудное вскармливание и постоянный телесный его контакт с материнской грудью. Но сколько уже миллионов людей взращено на искусственном вскармливании! Взращено матерями, которые ни физически, ни духовно жить без работы уже не могут. Матерями, для которых часто быть с ребенком уже не только скука, но и депрессия.

Тяжелую плату мы уже платим за такое «равноправное» с мужчинами материнство. Аутизм, страх, депрессия, агрессия, недоразвитие преждевременно отвергнутых от материнской груди (а по сути, от материнской любви) в новых поколениях неумолимо нарастает. Нарастает распад семей. Нарастает армия беспризорных детей. Критическая масса духовного распада любящих сердец неумолимо нарастает. Задумаемся!