Ассоль
Академия семейного образования

7(831)276-25-48, 8-950-615-53-53, asolnn@yandex.ru

Плавание как средство гармоничного развития детей с первых дней жизни.

Плавание как средство гармоничного развития детей с первых дней жизни.

 

В вашей семье растёт малыш.

Как мы радуемся его первым успехам – вот он уже держит головку, вот сам сел, встал, первое слово… «Здоровье тебе, Кроха.»-желают родные и близкие. «Здоровье тебе, моё Солнышко!» -шепчет у колыбели мама.

 Мудрый папа составляет семейный план физического и интеллектуального развития своих наследников. Попробуем и мы вместе с ним заглянуть в рекомендации специалистов.

 

«Известно, что последние столетия цивилизация развивается на фундаменте научно-технического прогресса. Но мы как-то не вникли в то, что на этом фундаменте так и не нашлось места рукотворно воссоздаваемому нравственно-разумному прогрессу самого человека. Человека как меры всех ценностей, которые не даются нам в готовом виде, а прививаются и укореняются долгим трудом семьи и общества, принимающего пришедшего

в этот мир дитя человеческое. Мы начали воспитывать новые поколения путем привития и

укоренения чуждого природе разумного человека — «безрукого», «седалищно-обездвиженного»,  согбенно-закрепощенного учебного динамического стереотипа, путем познания виртуального, отрешенного от чувств мира. Познание по мертвым буквам,  циф-

рам, схемам. Познание не своими, а чужими глазами и т. д. Непременным атрибутом такого образования стали вечная болезненная бледность, мигрень, согбенный больной позвоночник, подагра,  психоневростения, шизофрения, пенсне на носу, тросточка в руках, а нередко и… чахотка. Особенно ярко это было видно на начальных этапах всеобуча. Из обращения нижегородских дворян к Государю узнаем: «Школа возвращает родителям детей, отданных в нее здоровыми,− изуродованных, кривобоких, близоруких, ни к чему не способных, ничего не знающих, преждевременно стареющих». О том, что с внедрением данной модели образования цивилизация вступила в эпоху деградации тела и полноценного деторождения бил во все колокола еще в середине XIX века врач Эдвард Кларк из Гарварда. Это он выявил, что после школы девочки приобретают «тщедушность телес», малокровие, которое нарушает течение беременности, в том числе качество

развития младенцев. А у многих вовсе теряются репродуктивные способности.»( Базарный В.Ф.доктор медицинских наук, 2009).

Исследования Н.А. Агаджанян, Н.Е. Шабатура (1989) свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в школе, и в детском саду, и в центрах раннего развития, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Интенсивность физического развития детей, их здоровье и гармонические развитие зависят от двигательной деятельности.

А.И. Фомина (1984) отмечает, что предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на свежем воздухе и в помещении, подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры и занятия физической культурой, трудовая деятельность.

Одним из доступных для каждой семьи  средств физической культуры является плавание, которое оказывает благотворное действие на сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшает терморегуляцию, сон, повышает работоспособность, а также разносторонне и гармонично развивает все группы мышц ребенка, формирует правильную осанку, поэтому рекомендуется для детей с самого рождения. А первым стадионом может стать домашняя ванна. Анатомические и физиологические особенности ребенка способствуют освоению движений в воде: его удельный вес меньше, чем у взрослого, поэтому он намного легче и лучше (стабильнее) держится на воде; тело имеет хорошо обтекаемую форму; подвижность суставов и связочного аппарата позволяет успешно осваивать разнообразные движения.

Горизонтальное положение, своеобразное состояние водной невесомости, активизирует кровоток к работающим мышцам, что способствует их развитию и укрепляет сердечно-сосудистую систему.

 Особо следует сказать о дыхании. В этом возрасте дыхание ребенка частое и поверхностное, что объясняется большой потребностью организма в кислороде и в связи с этим напряженной работой аппарата дыхания. Пребывание в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания. В связи с постоянным преодолением сопротивления воды и большой ее плотностью выполнение вдоха и выдоха во время плавания  затруднено, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, способствующие укреплению легких, бронхов, сосудов, а также межреберных мышц.

Во время плавания человек преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы (в том числе и очень мелкие),  способствуя коррекции и развитию опорно-двигательной системы, поэтому  рекомендуется ортопедами и педиатрами для предупреждения и лечения нарушения осанки, сутулости и плоскостопия.

 Постоянное купание и плавание закаляют организм, формируют стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым инфекционным заболеваниям. И здесь решающим является температурный фактор. Дело в том, что человек испытывает удовлетворение от купания и плавания лишь в том случае, если температура воды ниже температуры тела -поэтому, даже при купании и обучении плаванию грудных детей, температура воды должна быть не выше 35. Однако следует помнить, что теплопроводность воды почти в тридцать раз выше теплопроводности воздуха, поэтому постепенно (буквально на 1град в течение 1-2 недель) температуру понижают до 30-32 и далее, что способствует адаптации организма  и закаливанию.

Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир.

 Задача родителей - исподволь прививать любовь к активности, всячески ее поощрять,  добиваться высокой культуры движений,  т.е. координации,  скорости, силы, выносливости  с раннего возраста (Е.Н. Вавилова, 1981).

Посмотрите, как счастлив 2-х недельный малыш ,погружаясь в пространство родительской ванны. А кто лучше,  чем мама и папа оценят  достаточность нагрузки .

В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития малыша. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем больше число движений он должен совершать для нормального развития. Интенсивность и продолжительность нагрузок должна быть такой, чтобы у ребенка не возникали признаки переутомления, чтобы он не терял интерес к этому виду деятельности, все движения выполнял с желанием.

Исследования В.Г. Фролова, Г.П. Юрко (1983) показали, что регулярные занятия физической культурой и насыщенные движениями прогулки, увеличивая двигательную активность и улучшая качество движений, способствуют функциональному усовершенствованию и морфологическому созреванию органов и систем малышей, обеспечивают их правильное физическое развитие, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям.

Дети, систематически занимающиеся плаванием, становятся не только здоровее, крепче и закаленней, но и самостоятельней, решительней, смелее, сообразительнее, внимательней, более настойчивыми при достижении намеченной цели, они легче входят в любой детский коллектив и успешнее осваивают трудовые навыки.

Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребенка, трудно переоценить. Оно настолько велико, что при Международной любительской федерации плавания образован медицинский комитет, занимающийся как разработкой рекомендаций, так и распространением передового опыта занятий плаванием среди населения, и особенно детей.

Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.

 

Изучив материал по теме можно сделать следующие выводы:

 

Раннее  плавание способствует гармоничному развитию малышей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.

Такая ситуация диктует необходимость ориентировать систему формирования здорового образа жизни детей в семье и в дошкольных образовательных учреждениях в большей мере на здоровьеформирующие и укрепляющие технологии физического воспитания, где плавание займёт одно из первых мест.

 

Убедительно, сильно, красиво… но-взгляд падает на месячного кроху- он ещё очень мал. Вот будет 6 мес, год...

  До 3-х месяцев , как утверждают специалисты медицинской академии последипломного образования г.Санкт - Петербурга ,с помощью методов гидрокинезиотерапии можно  решить многие проблемы ,связанные с беременностью и родами.  Оптимально, по словам Ф.Лебойе – в первые минуты после рождения погрузить малыша в воду .А дальше делать это регулярно. И такой эксперимент был в одном из нижегородских роддомов, о чём с восторгом нам рассказывали мамы малюток , попавших в руки американского доктора.

Вот почему я счастлива, когда вижу на своих занятиях вместе с беременными жёнами мудрых мужей, которые задают правильные вопросы и включаются в работу по воспитанию своих малышей, когда они ещё плавают в маминой вселенной. Потом они будут с малышами и в ванне, и в бассейне , и на стадионе, и на лыжах… Спасибо Вам за ваших малышей. Им не грозит то, о чём пишет уважаемый профессор, они в надёжных руках.

 

Продолжение следует.