Ассоль
Академия семейного образования

7(831)276-25-48, 8-950-615-53-53, asolnn@yandex.ru

Выбор Пути

В десятый раз пересматриваю сюжет об особых детках из Казахстана.(небольшой отрывок есть у нас на страничке ВКонтакте).

Прекрасная-премудрая мама Наташа рассказывает о своём малыше. Каждое слово трогает сердце, ибо  пережито с такой глубокой болью, что мне и не снилось. Но с какой внутренней силой и убеждённостью звучит её обращение  к родителям –как  много мы - родители сами можем сделать. Букет диагнозов – а малыш- маленький дайвер, у него нет ручки – а папа с ним занимается динамической гимнастикой…

Что это - слепой  фанатизм , аффективные действия людей находящихся в посттравматическом состоянии или ответственное решение тех, кто несёт единственную реальную ответственность за жизнь малыша?

Размышления прерывает телефонный звонок. «Скажите, пожалуйста, невролог нам назначил бассейн. Можно мы не будем ходить ?»…

Да, как мудры наши сказки – при решении многих задач перед нами большой камень и три пути – по какому идти, решать только нам.

 

Но, продолжим. Телефонный звонок отправляет нас в кабинет к неврологу.

Мы на «приёме» у к.м.н. , невролога Т.В.Коваленко.

«В последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается — на сегодняшний день  здоровые дети составляют менее 1% [Воронцов И. М., 1997]. Но большинство будущих и настоящих родителей, естественно, хотят видеть своего ребенка здоровым.

Много труда требуется приложить родителям, врачам и педагогам, чтобы помочь самым слабым детям: у кого-то искривлен позвоночник, у кого-то нарушена координация движений и речи, кто-то просто ни за что на свете не хочет учиться, а чаще и не может.

Этих титанических усилий не потребовалось бы, если бы родители начали создавать наилучшие условия для развития малыша еще до его рождения. Ведь период беременности — это стартовая площадка для здоровья будущего ребенка. Родители, которые заранее задумались об этом и посещали  школу подготовки к рождению здорового ребёнка, добились результатов, превзошедших все ожидания. Новорожденные у этих женщин появились на свет энергичными. Высокие оценки по шкале Апгар в родильном доме получили в 4 раза больше новорожденных, чем в среднем. В возрасте 1 года на учете у невропатолога с диагнозом «перинатальная энцефалопатия» стояло в 10 раз меньше детей, чем в среднем по городу. Они питались грудным молоком не менее чем до 1 года, и прекрасно развивались. И все это в наше время, когда многим младенцам не хватает молока и матери вынуждены рано переводить их на искусственное вскармливание!... Грудничковое плавание – одна из составляющих программ естественной коррекции, которая должна начинаться как можно раньше.»

Мы на «приёме» у Николаевой Татьяны , педиатра-невролога  высшей категории.

«Наибольший эффект  от грудничкового плавания достигается при начале занятий в первый-второй месяцы жизни - с возрастом врожденный рефлекс задержки дыхания, на котором основано младенческое плавание, начинает угасать. Хорошо, если в начале каждого этапа освоить упражнения вам поможет опытный инструктор по раннему плаванию.

Чем же полезно младенческое плавание с точки зрения здоровья малыша?

  • Во-первых, есть реальная возможность улучшить обменные процессы в организме новорожденного, лучше адаптировать его к окружающей среде.
  • Во-вторых, плавание помогает нормализовать внутричерепное давление, восстановить мозговое кровообращение, избавляет младенца от судорожных состояний.
  • В-третьих, при правильном проведении занятий в воде при дыхании "включаются" все отделы легких, что очень важно для детей, пребывавших в состоянии угнетения дыхания - при кесаревом сечении, обвитии пуповины вокруг шеи, аспирации (захлебывании) околоплодными водами во время родов.
  • В-четвертых, во время занятий плаванием, выравнивая внутригрудное давление, вы обеспечиваете оптимальное состояние сердечно-сосудистой системы малыша. Значительно снижается потребность в медикаментозном лечении (если эта потребность была, разумеется).
  • В-пятых, воздействие водного массажа благотворно сказывается на моторике кишечника, являясь профилактикой запоров и кишечной колики.

Водное пространство - мощная природная сила, правильно пользуясь которой, можно достигнуть оптимального развития и здоровья. Человек так устроен, что некоторые жизненно важные органы завершают свое развитие к 5 годам: мозг, железы внутренней секреции, печень. Занятия, движения в воде способствуют их гармоничному дозреванию. Особенно привлекательно раннее использование водных упражнений для физиологически незрелых и недоношенных детей.

Не ищите пока бассейнов. Первый, самый лучший бассейн есть у вас дома - ваша большая ванна.

Если домашняя ванна внушает гигиенические опасения, возьмите прозрачную полиэтиленовую вымытую пленку, пометьте ту сторону, которая всегда будет "к ребенку", и проложите, закрепив скотчем, в вашу ванну. Индивидуальный бассейн готов.

В ванной комнате и непосредственно около ванной вам ничего не должно мешать (шампуни, стиральные порошки, грязное белье). Вымойте ванну детским или хозяйственным мылом, можно содой. На дно положите специальный резиновый коврик на присосках или стандартные резиновые рифленые коврики, тщательно вымытые щеткой с мылом, кипятком. Залейте воду до верхнего стока. Температура помещения - обычная.

Температура воды должна быть комфортной и зависит от возраста и состояния ребенка: для новорожденного и недоношенного - 36°С, для остальных - 34°-36,5°С.

 Несколько слов о так называемых автономных поддержках - пенопластовых чепчиках, "крыльях Нептуна", резиновых кругах, нарукавниках, шейных держателях  и т.д.

На мой взгляд , все виды автономной поддержки имеют свою отрицательную сторону. Рассчитывать на чужие силы вредно в любом возрасте. При пассивном нахождении на воде, когда держаться "на плаву" помогают круг или "нарукавники", ребенок теряет правильное восприятие воды.

Однако "плавсредства" удобны при проведении лечебного массажа отдельных частей тела в воде, а также для отдыха в воде, отработки отдельных элементов плавания, лечебной гимнастики.»

Ох, уж этот пресловутый камень.

Сейчас в СМИ очень много говорится о «новом поколении детей с особыми задатками».  Под них создаются новые программы развития. Но как-то уходит из вида то, что прежде всего должны измениться мы – родители. И первая задача, которую ставят перед нами 99 % крох - восстановление здоровья. «Жизнь показала, что расходы на здравоохранение по мере их увеличения не гарантируют улучшение состояния здоровья населения. Сложившаяся в стране ситуация настоятельно диктует необходимость привлечения населения к охране здоровья, формирования престижа здорового образа жизни. Каждый гражданин должен быть ответственным за состояние своего здоровья и здоровья своих детей. Важнейшим элементом современной политики здравоохранения является формирование у людей потребности быть здоровым.»

В. Г. Маймулов, академик РАЕН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор.